«Премия Читателя — 2020»: новый сезон открыт!
28 июля 2020 года в онлайн-формате состоялась презентация обновленной «Премии Читателя», которая в свой юбилейный, пятый, сезон стала по-настоящему всероссийской. О том, какие изменения коснулись премии, рассказали оргкомитет и члены Экспертного совета премии, обсудили они также и лонг-лист 2020 года, состав которого в этом году удивил всех.
Пять лет назад Российская государственная библиотека для молодёжи объявила о создании первой в российском библиотечном сообществе литературной награды, и в течение четырёх лет она была уникальной премией одной федеральной библиотеки. В 2020 году премия вышла на уровень всей страны к ней подключились 22 библиотеки по всей России, которые на равных условиях будут участвовать во всех этапах премиального процесса. Напомним, что победитель выявляется по результатам анализа читательского спроса в библиотеках России, обслуживающих молодёжь, и портала «ЛитРес», а также финального голосования жюри, состоящего из читателей библиотек в возрасте от 16 до 35 лет.
В этом году лонг-лист формировался уже по новым правилам, из трёх составляющих: это, во-первых, анализ читательских запросов в библиотеках России; во-вторых, предложения на премию от членов Экспертного совета, который в этом году расширился до 17 профессионалов от литературы и библиотечного дела; и, наконец, в-третьих, своих книжных фаворитов обозначили и библиотекари.
«Лонг-лист получился очень разнообразным: впервые мы видим здесь не только классический премиальный пул авторов, но и достаточно большое количество книг, которые литературная критика и экспертные советы премий, как правило, обходят стороной тут и детектив, и романтическая фэнтези, и даже чисто девочковые романы. Но в списке они оказались ведь потому, что на них есть спрос у молодого читателя» , отметил координатор «Премии Читателя», писатель, критик Евгений Харитонов.
Члены Экспертного совета премии поделились своими впечатлениями от длинного списка. Марина Ивашина, руководитель Учебного центра Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского, очень порадовалась, что в списке много фантастики «;самой правильной литературы, какая только может быть для молодёжи».
«Этот лонг-лист не похож по составу ни на один из премиальных литературных списков. И мне кажется, это очень здорово. Из списка в список обычно повторяются одни и те же авторы, а здесь удалось избежать вот этой похожести. В целом на 80 % это новые, другие имена. И для меня это открытие» , поделилась Светлана Тарасова, директор Новосибирской государственной областной научной библиотеки.
Многие отметили, что опыт обращения к выбору читателя массового, вовлечение этих названий в премиальные списки очень показателен.
Сергей Шикарев,
литературный критик, книжный обозреватель
Традиционные премии работают в том, что Станислав Лем называл «верхним царством литературы» то есть некие премиальные такие произведения высокой литературы, которые заметны профессионально, а ваша премия отважилась зайти на ту территорию, где мы увидели, что спрашивают в библиотеках, и то к чему есть интерес читателя непрофессионального. И эта пестрота премию несомненно обогащает и сильно отличает её от всех других.
И, конечно, мне очень интересно, что из этого получится на следующем этапе смогут ли какие-то тексты, принадлежащие массовой культуре, оказаться в шорт-листе, или мы увидим там те же произведения, которые фигурируют в номинационных листах других премий. Вот в чём для меня главная сюжетная коллизия «Премии Читателя».
Возникла дискуссия по поводу того, стоит ли включать в список электронные издания, не имеющие печатного аналога, потому как, по наблюдениям экспертов, предпочтения читателей, берущих книги в «ЛитРес» и приходящих за ними в библиотеку, сильно различаются. Координатор премии Евгений Харитонов резюмировал, что премия развивается, и этот вопрос является поводом для дальнейшего обсуждения.
Ирина Михнова,
директор РГБМ
Это действительно уникальная премия. С одной стороны, здесь участвует в большой степени мнение читателя, не мнение читателя как такового, а мнение читателя прежде всего библиотеки, потому что состав фонда каждой библиотеки будет играть определённую роль в результатах лонг-листа.
Но я хотела второй момент отметить. Молодёжные советы это такая вишенка на торте, когда на последнем этапе управление ситуацией переходит в руки молодых, то есть реальные молодые люди, не обязательно филологи, будут оценивать в каждой библиотеке результаты профессионального голосования я такого не встречала пока в премиальной истории. Мы это делали на уровне отдельной конкретной библиотеки и попробуем это сделать на уровне нескольких десятков библиотек. И эта необходимость, может быть, спровоцирует создание Молодёжных читательских советов в библиотеках там где их ещё нет.