Премия Читателя

Всероссийская литературная награда
11 июня 2018

Писатель Олег Дивов: о книгах, творчестве и молодых людях

17 октября в Конференц-зале прошла творческая встреча с писателем Олегом Дивовым, автором книги «Абсолютные миротворцы». Это мероприятие состоялось в рамках цикла встреч с номинантами «Премии Читателя» — первой литературной награды в российском библиотечном сообществе.

Мы поговорили с писателем после встречи — о книгах, творчестве, современном мире и молодёжи.

— Если читатель только приступает к знакомству с вашим творчеством, стоит ли ему начинать это знакомство с «Абсолютных миротворцев"?

— Даже рискну сказать, что лучшего варианта не придумаешь, а рассказ «Холод, голод, интеллект», открывающий сборник, — моя визитная карточка.

— На Дне фантастики в Якутске вы говорили, что фантасты любят экспериментировать с социальными моделями развития человечества, а потому чутко реагируют на изменения в обществе. Значит ли это, что «Абсолютные миротворцы» тоже в какой-то степени являются ответной реакцией на происходящее в обществе?

— К сожалению, в сборник не успел войти написанный специально для Якутии и на якутском материале рассказ «Переговоры на самом верху»; там, наверное, самый актуальный месседж. Но и остальные тексты в той или иной мере — да, несут кое-какие ответы.

— В одном из интервью вы говорили: «Если текст рвётся наружу, я буду писать». Творчество писателя, по вашему мнению, особенно когда он становится известным, ориентировано на аудиторию или прежде всего удовлетворяет какие-то внутренние потребности автора?

— Понимаете, это нельзя разделять. Вся русская и западная классика — то, что теперь считается классикой, — была в своё время актуальной коммерческой (sic!) прозой. «Чистого искусства» там исчезающе мало, и даже тексты, сделанные, как сказали бы нынче, «по приколу», все равно апеллировали к вполне конкретной аудитории.

— Есть ли какие-то слагаемые успеха, которые помогают написать популярное произведение? Что бы вы посоветовали начинающим авторам?

— Да, есть такие схемы, и самая простая — когда ты попадаешь своим текстом, как говорится, «в нерв эпохи». Книга о том, как мы живём и что переживаем прямо сейчас, написанная пусть неумело, но искренне, с драйвом и яростью, должна, по идее, иметь успех.

— В ЖЖ вы писали: «У настоящего Писателя с большой буквы Пэ над рабочим столом висит доска, где разрисован и разлинован его новый гениальный роман. Тайминг, сюжетные развилки, подробная раскладка по героям — кто, куда, откуда, зачем, — и так далее. Короче, у Писателя должен быть План. А у меня в голове опилки. И план выглядит так. [Прилагается фото тетрадного листка в клеточку с загадочной графической схемой.] Тут ужас, что творится, уверяю вас. И сомневаюсь, что они поженятся». А как вы придумываете своё произведение? Что представляет собой этот творческий процесс?

— Если в двух словах, написание художественного текста — это, в первую очередь, технология. Но, как верно заметил Артур Кларк, «продвинутая технология неотличима от магии». Один из самых занимательных и одновременно мучительных моментов этого колдовства — самонастройка автора на производственный процесс. А всё остальное — схемы, графики, синопсисы, «отработка персонажей», поиск документов и бесконечное чтение специальной литературы — скучно, честное слово.

— Есть ли какой-то график выхода произведений, которого вы стараетесь придерживаться?

— Вопрос ниже пояса, если можно так сказать. Меня двадцать два года издатели ругают за то, что я пишу мало и редко. И сам я хотел бы писать больше и чаще. Минимально, чтобы тебя просто не забыли, надо выпускать в год две книги — роман и сборник рассказов. Я стараюсь. У меня не получается. Пока что.

— Тренд среди молодых людей сейчас — фриланс вместо офисной работы, саморазвитие вместо высшего образования. Вы были отчислены с 3 курса факультета журналистики МГУ, ушли с постоянной работы в 1995 году. Имея такой опыт, считаете ли вы этот тренд чем-то положительным? Стоит ли молодым людям пропускать часть «обязательной программы» в виде обучения в университете и работы по найму или этот опыт тоже важен?

— Я — плохой пример. То, как сложилась моя жизнь, это не личный выбор, а борьба с обстоятельствами. И, наблюдая за тем, как растут и развиваются люди, я бы очень советовал проходить все пути до конца. Получить высшее образование. Непременно отработать какое-то время не просто в офисе, а ещё и на государственной службе. Ну просто чтобы не задавать потом идиотских вопросов и не выглядеть идиотом, а знать жизнь и понимать, как всё работает. В армии побывать тоже полезно. И вот потом, во всеоружии знания — уходить во фриланс.

— Если бы вас попросили дать только 3 совета молодым людям, которые потенциально могли бы изменить их жизнь к лучшему, какие бы это были советы?

— Есть один универсальный метод: научиться глядеть на мир широко раскрытыми глазами. Тогда вам не понадобятся советы.